Мысль о заведении стеклянного производства в Измайлове царь Алексей Михайлович вынашивал, по-видимому, еще в 1650-х гг., судя по его распоряжениям 1б5б-1б57 гг. комиссионеру, англичанину Ивану Гебдону, "вывести к Москве из Веницеи золы лутчей. в чем скляничные всякие суды делать на хрустальной цвет..." и прислать "земли, в чем делается веницейское стекло" и "мастеров склянишных самых добрых". В это время стекло было модным материалом, и каждый монарх стремился обеспечить себя художественными изделиями собственного производства. Это повышало международный авторитет и к тому же служило замечательной формой монаршего досуга. Известный экономист того времени Иван Тихонович Посошков писал по этому поводу: «Да привозят к нам стеклянную посуду, чтоб нам купив разбить и бросить. И нам если заводов пять-шесть построить, то мы все их государства стеклянной посудою наполнить можем» и «стеклянную посуду можно нам к ним возить, а не им к нам». Практически замысел царя начал осуществляться в 1668 г., когда на реке Серебрянке стали строить плотину и относящийся к приказу Тайных дел стекольный завод. (В 1645 году царь Алексей Михайлович организовал приказ Тайных дел. Несмотря на грозное название, данное учреждение занималось обслуживанием царя и членов его семьи.) При организации Измайловского завода были приглашены только русские мастера - Борис Иванов и Григорий Васильев, которым за два года удалось поставить производство. К 1669 году, когда были выпущены первые стеклянные издения, на заводе работало семь рабочих. Но царь добивался еще более высоких результатов. В 1670 г. на заводе появляются мастера-"веницейцы" Ловис Моэт, Ян Арципухор, Питер Балтус, Индрик Лерин. Они прибыли, очевидно, из нижнерейнских земель; "веницейцами"' жe их называли потому что они работали в манере венецианских стеклоделов. Благодаря им сформировались первые художественные традиции русского стеклоделия; у них обучались русские мастера, многие из которых впоследствии открыли собственные стекольные заводы.
В Измайлове выпускали в основном изделия "про обиход Великого Государя", т.е. для дворцовых нужд и царских подарков разным лицам. Ассортимент их, упоминаемый в документах, поражает изобилием форм (сулеи, кувшины для воды и цветов, ставцы, кружки, братины, чарки, кубки "с кровлями" и без них, рюмки, стаканы, фляги, блюда, тарелки, блюдечки, котлики, ведерки, мухоловки, сковородки, лампадки, подсвечники, чернильницы, кадочки, трости, аптекарские "скляницы", "потешная посуда") и разнообразием фактур (чешуйчатая, витая, сетчатая, клетчатая). Некоторые изделия украшались гравировкой, мастером которой был Матиас Ульман, или позолотой (самым известным "золотописцем" был Дмитрий Степанов).
изделия Измайловского Стекольного завода
Вероятно, в те времена в Измайлово и были сделаны потешные стаканы «в четверть ведра и больше» и «Царь-Рюмка в сажень величиной» (рюмка выше самого рослого человека, вмещавшая два ведра вина, как символ мастерства российских стеклодувов). Тогда же в Измайлово были сделаны первые отечественные стеклянные люстры. Свою форму эти люстры заимствовали у паникадил XVI-XVII веков.
Документальных материалов, касающихся работы стекольных заводов петровской Руси, известно еще сравнительно мало. По одной версии завод прекратил своё существование в 1707г. Однако, многие историки считают, что в 1710 г. Измайловский стеклянный завод был передан в Аптекарский приказ и перешел на производство исключительно аптечной посуды, а время его закрытия точно неизвестно. Т.е. завод существовал и после 1711 г., но уже не был центром русского стеклоделия, который к этому времени переместился в Петербург. Однако влияние Измайловского стекла сказывалось на протяжении всего XVIII в. как в работах профессиональных мастеров-стеклоделов, так и в изделиях народных мастеров. А в чём собственно вопрос с названием? Что тут непонятного? Был завод, у завода был пруд, пруд был на речке. Вот и стала речка Стеклянкой. В связи названия со Стекольным заводом я не сомневаюсь. Но…
Остатки конструкций завода сейчас являются памятником археологии, и нам известно их расположение. А от завода до речки получается более километра. Обратимся к фрагменту исторической реконструкции В.П.Кругликова (1955г.)
Население села Измайлова достигло тогда 10 тысяч человек - это больше, чем в то время в иных городах. Мастера, обслуживавшие усадьбу, селились отдельными слободами. Резчики по дереву из государева села Колдома под Костромой жили на улице Колдомка, садоводы и виноградари с Украины - на Хохловке. Очень сложно себе представить, чтобы стекольных дел мастера устроили пруд для своих нужд в такой дали от завода. Это было бы вполне реальным при отсутствии близлежащих прудов и слобод. Речка (а на ней, как мы видим, было пять прудов), вероятно, так и называлась: Хохловкой или Колдомкой. А у завода был свой пруд, либо один из Соболевских, а вероятнее всего – не обозначенный на схеме. Когда в XVIII веке Измайлово стало приходить в запустение, легко могла произойти подмена названий. Более половины прудов (некоторые исследователи насчитывают их до 37) исчезли за ненадобностью. А название на карте осталось, и последующие картографы могли отнести его к сохранившемуся пруду. Либо крестьяне, помня красивое название, могли перенести его на оставшийся пруд, не ассоциируя его с давно закрытым заводом. Так или иначе, но речке удалось сохранить память о Стекольном Заводе в своём имени. Кстати, подобная история с перемещением названий будет описана мной в статье о притоках Пресни. А пока вернёмся к Стеклянке.
Да, забыл рассказать ещё про одну версию. Современный Серебряно-Виноградный был создан искусственно при помощи плотин. Долгое время северная часть считалась Виноградным прудом (назван по виноградникам на берегу), а южная – Серебряным. Если предположить, что старое русло Серебрянки проходило южнее острова (вот и название южный пруд по речке получил), то северная часть являлась продолжением Стеклянки, которая впадала в Серебрянку прямо у завода.
Всё очень гладко получается, прослеживается вся логика названий. Однако, современные историки сходятся на том, что к моменту строительства Измайлова река Серебрянка огибала будущий остров с севера, а на юге располагались два пруда – следы старицы. Да и завод был построен позже образования острова.
Сам я подтверждающих документов не видел, спорить с учёными нет смысла. Хотел сходить в музей «Усадьба Измайлово», что располагался на острове в Мостовой Башне (1670г.) , но его закрыли после объединения с музеем-заповедником «Коломенское».
Следует заметить, что современная Серебрянка не протекает сквозь пруд, а огибает его с севера в коллекторе. И место слияния со Стеклянкой совпадает с историческим (по официальной версии). |